Обзор Darkest Dungeon

обзоры

Взращенный на “Кикстартере” мрачный рогалик Darkest Dungeon радует виртуальных самобичевателей аж c 2014-го года, с момента, когда на просторах Steam открылся вид на раннюю версию игры. Проекту всю дорогу благоволила удача и любовь общественности: полноценный релиз состоялся в 2016-м, разработчики неспешно завоевали все актуальные платформы, включая Nintendo Switch, по сей день выходят регулярные обновления, вышло большое дополнение Crimson Court и недавно анонсировано еще одно — Color of Madness… Пожалуй, коллективу первого в рунете сайта о видеоиграх, Gamemag.ru, пора, наконец, снизойти до полноценного обзора. Запоздалый долг перед индустрией залатать, так сказать…

Darkest Dungeon — это ода нестерпимой зубной боли, череда слёз и лишений, бесконечная депрессия и кристально чистый мазохизм. Она относится к тому типу игр, которые самые прожженные хардкорщики берут на сдачу с очередного проекта From Software, чтобы окончательно лишить себя светлых эмоций. Стоит отметить должное: к экзекуции нервной системы игрока Red Hook Studios подошли довольно основательно: тут вам и убийственно печальная атмосфера, и фатальность смерти, и многочисленные болезни с психическими отклонениями, преследующие героев по дороге к кладбищу…

Орудуя простенькой 2D-графикой, разработчики создали удивительные мир готического кошмара, пропитанный произведениям Говарда Лавкравта и Эдгара Алана По. Атмосфера столь густая, что ее впору намазывать на чёрствый хлеб. Мрак, разруха, тентакли, безнадега… И необъяснимая притягательность. Не считая инфернального Темнейшего подземелья, нам предстоит посещать пять жутких местностей. В заброшенном заповеднике хозяйничают омерзительные свинолюди и прочие результаты бесчеловечных экспериментов. Руины кишат нежитью и некромантами. Чаща вобрала в себя все ужасы проклятых лесов с ведьмами. Бухта напомнит, чем знаменит городок Инсмут. А внутренний двор раскрывает тему вышедшего за рамки гедонизма с гарниром из вампиризма.

Если отвлечься от эстетической стороны медали, перед нами классический “рогалик”, отдающий душком стареньких Might and Magic без приставки “Heroes” или менее дремучими Legend of Grimrock. Процесс цикличен и условно делится на две взаимосвязанных фазы. В первой мы занимаемся макроэкономикой и нянчимся с героями в занюханном поселении. Героев нужно одевать в лучшее снаряжение, обвешивать артефактами, тренировать в гильдии, лечить от всевозможных поносов, холер и психозов. Дилижанс бесплатно привозит пачку новичков каждую неделю. Денег все время не хватает практически ни на что, материалов для строительства и улучшения жизненно важных построек тем паче. Эти ресурсы выражены фамильными ценностями в виде картин, бюстов, щитов и текстов.

Каждый игровой цикл, который длится неделю, необходимо снаряжать экспедицию из четырех героев. Перед отправкой мы закупаемся расходным снаряжением, вроде еды, факелов, бинтов, противоядий, лопат, и формируем строй. Это важный момент, так как способности персонажей в бою работают только на определенной позиции: арбалетчица не сможет прицельно выстрелить, стоя в авангарде, а крестоносец не обрушит меч на макушку врага издалека.

В самих экспедициях необходимо выполнять задания, блуждая по неприветливым лабиринтам, регулярно натыкаясь на ловушки, врагов, сундуки и попросту странные вещи. Похоронить отряд тут — плевое дело.

Монстры, яды, голод, кровотечение, ловушки… Это, конечно, серьезные препятствия. Но едва ли не главным врагом станут психологические проблемы ваших подопечных. Каждый подозрительный ветерок в глубинах подземелий наращивает шкалу стресса отдельно для каждого героя. Еще сильнее она растет от недостатка света, критических ударов по союзникам, промахов по врагу и прочим неприятным ситуациям. Поскупились брать в экспедицию лопату и наткнулись на завал? Состояние героев ухудшится в том случае, если вы решитесь разгребать его руками.

Стресс можно набрать, даже прочитав какую-нибудь жуткую рукопись. Герой, заполнивший шкалу стресса, войдет в состояние психоза в той или иной форме. Список возможных вариантов крайне внушительный. Паранойя, трусость, мазохизм, агрессия, нелогичность… Все эти вещи самым прямым образом влияют на ход экспедиции.

Агрессивный персонаж начнет поливать отборной бранью членов группы, растаптывая их боевой дух. Параноик может внезапно отказаться выполнять некоторые действия в бою. А нелогичный герой иногда решает сделать ход самостоятельно, разумеется, не всегда в соответствии с логикой. При этом, есть шанс, что вместо психоза сработает душевный подъем, это положительно скажется на параметрах героя и настроении сопартийцев.

Стресс накапливается и после преодоления границы психоза. Если заполнить полоску во второй раз, то персонаж погибнет от разрыва сердца…

Смерть героя в Darkest Dungeon — это действительно смерть. Окончательная и бесповоротная, безо всяких “но”. Игре плевать, сколько нервов и времени ушло на прокачку ваших путников, они почти наверняка умрут максимально циничной и отвратительной гибелью, если вы позволите себе действовать бездумно.

Но даже хорошо прокачав поселение, учтя каждый нюанс, поняв тактики против каждой твари, вы все равно будете получать пощечины от игры. Вина тому — сильная ставка на теорию вероятности. Едва ли не каждое действие игрока — это, своего рода, бросок кости. Попадет ли персонаж по врагу, промажет или влепит “крит” — все имеет шанс срабатывания. Вот вы раскошелились на целых три лопаты в экспедицию, а завалов оказалось пять, хотя последний десяток походов проходил вообще без них. Или взять заклинание Оккультиста Wurd Reconstruction, оно лечит цель на совершенно случайное число единиц здоровья, но имеет шанс оставить кровотечение. В результате, вы можете как полностью исцелить еле дышащего напарника, так и  “наградить” его кровоточащей раной с нулевым лечением.

Надо отметить, что игра уязвима для одного хинта. Если выключить Darkest Dungeon во время сражения, то следующий запуск отправит вас в самое начало боя. Пользоваться ли этой подлостью — пусть каждый игрок решит для себя. Но впервые перезапущенный бой уничтожит иллюзию того, что вы контролируете ситуацию. Делая абсолютно идентичные ходы, автор этих строк пережил как сокрушительное поражение, так и чистую победу. В первом случае вся тактика разбилась о череду промахов по врагу, противники же лупили жуткие “криты” по одному персонажу, умертвив его за один ход. С перезапуском все было с точностью до наоборот.

Почти вся прокачка героев и их экипировка — это влияние на вероятность срабатывания своих умений и шанс защититься от вражеских. На поздних стадиях игры проценты всего улетают за сотню. Как оглушить врага с защитой от оглушения 110%? Колотить его умениями с шансом, например, 140%. Цифры, цифры, цифры… В них приходится буквально тонуть. В какой-то момент математика заслоняет собой всю эстетическую сторону игры.

Если вы вознамерились пройти Darkest Dungeon, она выжмет вас как тряпку, заставляя бесконечно повторять одни и те же действия. Видов врагов и боссов много, но явно не настолько, чтобы искусственно затягивать прохождение едва ли не на сотню часов, даже без учета New Game+. Цель игры — пройти Темнейшее Подземелье. Без полностью прокачанного снаряжения заглядывать туда нет никакого смысла. И вам придется совершить около сотни экспедиций, прежде чем вы отстроите необходимые для этого гильдию и кузницу. Но и тут подложена свинья. Темнейшее Подземелье — это череда из нескольких сложных заданий. Покинуть локацию без выполнения задания можно только ценой одного героя. Выполнили задание — вся группа откажется возвращаться в Темнейшее Подземелье. Качайте и снаряжайте новую пачку персонажей для следующего задания. И это без учета огромного количества неудачных попыток покорить данжеон.

Классы персонажей получились весьма оригинальными и безумными, но атмосферу в фарс не скатывают. Шут с серпом и лютней, могильная воровка с киркой, прокаженный в маске с двуручником, выродок в цепях и кандалах, блюющий ядом и превращающийся в рогатую тварь, самобичеватель в шрамах… Колоритные ребята! Вселенная игры вообще довольно оригинальна. Скажем, привычных вампиров нет, слова такого игра не применяет, местные кровососы после заражения постепенно мутируют в огромных кровососущих насекомых — москитов и клещей.

С ними, кстати, связана одна из жутчайших болезней персонажей — багряное проклятие. Никакие лечебницы в поселении не спасут ваших подопечных от этого недуга, придется регулярно поить зараженных кровью и терпеть их слабость при жажде и безумные выходки в моменты кровавой ярости. Если у вас в отряде два и более героя-кровососа, то вас и вовсе начнет преследовать непростой босс Фанатик, способный быстро прикончить отряд.

Боссы и минибоссы — одна из самых напряженных и интересных вещей в игре. Тактику с такими нужно тщательно выискивать методом проб и ошибок. Скажем, Свиной Принц представляет собой злобную парочку: гигантская свинья с тесаком и маленькая позади. Едва вы заденете мелкую — большая озвереет и сомнет ваших подопечных мощными атаками по всем сразу. Или взять рыбу-сирену — своим пением она очаровывает вашего случайного героя, заставляя сражаться на ее стороне. Есть ведьма, помещающая ваших персонажей в котел, пока другие вытаскивают товарища ударами по котлу. В лесу вам попадется огромная гаубица, с которой нужно сбивать стрелков. Практически каждый главгад удивляет и ужасает.

Частенько игра подкидывает вам форс-мажорные ситуации. Скажем, ваши драгоценные артефакты может выкрасть гигантская птица и будет держать их при себе, пока вы не дадите ей бой. Город могут осадить разбойники и сломать пару построек, если вы проигнорируете их, в экспедициях и вовсе список внезапной дряни из-за угла бесконечный. То необходимый для успокоения нервов кабак закроется на ремонт… Каждую неделю сюрприз — преимущественно, неприятный.

Самое главное, чего добились разработчики — вы всегда ощущаете себя без штанов.Герои болеют и сходят с ума, денег и материалов кот наплакал, ощущение потери контроля над ситуацией угнетает… Но когда вы, скрепя сердце, снаряжаете отряд из больной сифилисом воровки, оккультиста с поносом и парой выродков на грани психоза… Когда с натянутыми в струну нервами еле-еле побеждается архивредный босс… Можно залить ковер слезами радости. В этом главная эмоция Darkest Dungeon — вспышки надежды и просветления среди моря безнадеги!

Red Hook Studios все эти годы оттачивали и продолжают оттачивать свой продукт, правя баги и внося важные изменения в баланс. Тем не менее, на консолях играть довольно сложно из-за перегруженного интерфейса и запутанного управления, где можно запросто не увидеть важного меню с прокачкой. На Xbox One менюшки периодически “залипают”, да и редкие вылеты раздражают. Играть в версию для Nintendo Switch в портативном режиме становится чуть удобнее за счет возможности быстро кликнуть по необходимой иконке на тач-экране.

***

Darkest Dungeon — это увлекательная, атмосферная, но очень сложная игра. Качественный тренажер самобичевания, который можно смело взять на сдачу с Dark Souls Remastered на любую платформу. Она выжжет вам несчетное количество нервных клеток, но научит брать себя в руки даже в условиях тотального психоза, болезней и непобедимых на первый взгляд противников. Жаль, что в отличие от шедевров From Software, “Темнейшее подземелье” чересчур сильно опирается на рандом, а не только на способности играющего, а также заставляет гриндить десятки часов, что для многих может стать проблемой.

Источник: gamemag.ru

Добавить комментарий